О нас | Услуги | Оборудование | Книги по теме | Примеры | Связь | Карта | Форум | Видео | En |
10 заповедей для выбора места строительстваАдам Григорьевич Гликман, Не так уж давно это было, когда чуть ли не все болезни человеческие объяснялись волей Бога. Человек умер - «Бог дал, Бог взял». Болеет - значит, сглазили. К чему бы это я? К тому, что нынче примерно такое же отношение к разрушению инженерных сооружений (ИС). Если подходить логически, ИС не могут сами по себе разрушаться. Несущие конструкции рассчитываются на нагрузки, на порядок превышающие реальные. Крепления отдельных несущих элементов между собой таковы, что выдерживают практически недостижимые в реальности усилия. И, тем не менее, они разрушаются. В давние времена к разрушениям ИС подходили так же, как к человеческим болезням и смертям. Если это происходило, значит, так было угодно Ему. Или потому что неправильно освятили, или начали строительство не в тот день и т.д. И, поскольку строительство не носило массового характера, то это всех устраивало. Немотивированные ничем, казалось бы, разрушения ИС были всегда. Так, Успенский собор в Рязани (построен в 1702г) начал ощутимо разрушаться практически сразу после завершения строительства, и с тех пор он каждые 10-15 лет требовал ремонта. Наконец, в середине XIX века, в связи с началом железнодорожных перевозок, строительство вдоль железных дорог приобрело массовый характер, и было замечено, что, если построить дом на месте разрушившегося, то и этот новый дом тоже будет разрушаться. Более того, насыпи железнодорожных путей требуют ремонта зачастую в одних и тех же местах. Тогда и возникло предположение, что причины разрушения ИС следует искать в строении земной толщи, то есть, в геологии. Начиная с этого момента, стала развиваться область знания, которая сегодня называется инженерной геологией. Предполагалось, что, если делать разведочные скважины в зонах разрушений ИС, то можно найти те факторы, которые вызывают эти разрушения. Увы, этим надеждам не суждено было сбыться, и факторы эти найдены не были. Известно, что научное направление имеет тенденцию увеличиваться в объеме. Если развитие области знания идет за счет открытия новых физических эффектов и обнаружения новых закономерностей, то со временем достижения ученых приобретают практическое значение, и наука плавно переходит в развитие технологий, позволяющих использовать достижения науки на практике. На этом активный период развития науки в данной области завершается, и объем научных работ идет на спад. Именно таким образом происходит переход нового знания в обыденное. Если в ходе начального развития науки новые физические эффекты либо новые закономерности обнаружить не удается, то научное направление всё равно увеличивается в объеме. Дело в том, что отчеты о научно-исследовательской работе (НИР) никогда не содержат информации о неудачах. То, что отрицательная информация тоже информация - всего лишь красивая фраза. Если информации нет, ее придумывают. Это неизбежно, поскольку любая НИР всегда осуществляется для написания диссертации. Защититься в отсутствии положительной информации невозможно. Отказаться же от защиты из-за отсутствия научных достижений - я такого даже представить себе не могу. Придумывая некоторые несуществующие результаты исследований, никто не считает это подлогом. Предполагается, что отсутствия информации при нормальных исследованиях быть не может, а в данном случае у соискателя просто не хватило времени, и ни у кого нет сомнений, что после защиты диссертации эту временную неправду можно будет заменить реальными достижениями. Но дело в том, что в науке, развивающейся по пути наукообразия, невозможно взять назад сказанное слово. И вместо того, чтобы двигаться вперед в расчете на то, чтобы исправить в дальнейшем случившуюся дезинформацию, этот несчастный всю жизнь будет настаивать на том, что в диссертации содержится исключительно истина в последней инстанции. Таково уж свойство науки, что любой обман в ней оборачивается проклятием на всю оставшуюся жизнь. Невозможно представить себе, чтобы какой-нибудь остепененный господин признался в том, что при написании диссертации он совершил ошибку, а тем более, подлог. А дальше происходит следующее. Такая вот ложь во спасение становится отсчетной точкой для дальнейшего развития этой области знания. Одна ложь порождает другую, и начинается развитие лженаучного направления. Если нормальное научное направление растет в объеме до уровня практической реализации, то лженаучное направление развивается до немыслимых размеров, поскольку практической реализации у наукообразия быть не может. То есть, получается, что тупиковое направление дает больше возможности для всяческого роста, чем нормальный научный процесс. Именно такая судьба постигла инженерную геологию. За прошедшие более чем полтора века В АКТИВЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ НЕТ НИ ОДНОГО ПРОГНОЗА РАЗРУШЕНИЯ ИС. Но это только способствует распуханию этой области знания. Не буду вдаваться в подробности и рассказывать, какие от этой бессмысленной наукообразной области родились столь же бессмысленные ответвления, а назову только одну цифру. При любом строительстве средства, выделяемые на инженерные изыскания, составляют примерно 10% от общей стоимости. Думаю, что при таком положении дел детали уже не интересны. При перечислении этих средств на счет соответствующей инженерно-геологической организации, строителями будет получена справка о том, что в данном месте строить можно, и именно так, как задумал архитектор. Строители могут и отказаться от услуг этой организации, но тогда они будут нести ответственность за любые разрушения. При наличии же означенной справки, при любом разрушении НИКТО НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСТИ НЕ БУДЕТ. Некоторое неудобство для строителей заключается в том, что при каждом разрушении приходится называть какие-то причины аварии, чтобы никому не пришли в голову мысли о бесполезности инженерных изысканиях. Когда разрушаются старые или хотя бы не совсем новые сооружения, можно в качестве причины назвать, скажем, неправильную эксплуатацию. А вот что делать, если сооружение новехонькое, что называется, еще муха не садилась... Здесь выручают только полицейские аргументы. То есть, ищут (и, разумеется, находят) виноватых. Четвертого сентября 2006 года практически в центре Екатеринбурга обрушилась эстакада. Строительство закончилось, и через неделю должно было произойти ее торжественное открытие и пуск в эксплуатацию. В самый момент обрушения буквально из-под падающих уже перекрытий удалось выскочить «Оке». Естественно, сразу возник соблазн объявить виновным водителя этой «Оки». Но на этот раз, слава Богу, водителю повезло. На корпусе автомобиля не нашлось следов от столкновения с чем-либо твердым. Так что строить будут всё заново, на том же самом месте и по той же технологии... Первого сентября 2010 года провалились перекрытия дома №145 по Лиговскому проспекту, СПб. Дом реконструировался, и поэтому виноватых можно было даже выбирать. Но в том-то все и дело, что авария эта типовая. Двадцать шестого февраля 2012 года на участке железной дороги Сочи - Дагомыс обрушился пролет моста. Это тоже очень распространенный тип аварии. И тоже по неустановленным причинам. Причины разрушений инженерных сооружений оказались очень простыми, но они не вписываются в ту колею, по которой едут современные как бы ученые этого направления. В 1993 году были обнаружены зоны, в которых происходят разрушения ИС. В этих зонах грунт находится в состоянии постоянных колебаний. Колебания эти давно известны геодезистам, и известны они под названием «планетарная пульсация». Частота этой пульсации имеет столь малое значение, что увидеть ее можно только с помощью специальной аппаратуры. Амплитуда же этой пульсации может достигать 10см. Наличие этой пульсации не позволяет геодезистам осуществлять привязку объектов с точностью, обеспечиваемой существующей аппаратурой. Далее, было обнаружено, что зоны, в которых наблюдается планетарная пульсация, приурочены к так называемым зонам тектонических нарушений (ЗТН). Это было обнаружено при первом же испытании аппаратуры спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП). Кстати, в дальнейшем удалось выяснить, что планетарная пульсация и вызвала формирование ЗТН. Не касаясь множества других интереснейших свойств ЗТН, обнаруженных с помощью ССП, представим себе, что некое ИС частично опирается на неподвижный грунт, а частично, на подвижный, то есть, в ЗТН. Тогда, в зависимости от геометрии несущих конструкций, ИС будет подвергаться либо знакопеременным изгибным нагрузкам, либо будет раскачиваться. Железобетонные конструкции, которые выдерживают колоссальные нагрузки в виде прямого давления, совершенно не терпят изгибных нагрузок, и особенно, знакопеременных. Прямым подтверждением этого является огромное количество сломанных плит, которые служат основанием домов, возводимых по монолитной технологии. Что касается эстакады, то конструкция таких ИС такова, что излом одной несущей конструкции приводит к обрушению всего сооружения. Насколько часты обрушения эстакад, можно увидеть, если набрать в поисковике «обрушение эстакады». При раскачке сооружения под воздействием планетарной пульсации нередко балки выходят из зацепления, и происходит обрушение крыш и перекрытий. Именно так произошло при обрушении перекрытий дома №145 по Лиговскому проспекту, и крыши Басманного рынка в 2006 году, и крыши в аквапарке в Ясенево в 2004 году, и в торговом центре «ОК» в СПБ в 2011 году, и в очень многих других подобных случаях. Зимой причиной обрушения крыш называют снег, давление которого на кровлю якобы превысило предельное значение. Замечено, что аварии подобного типа происходят как бы группами. То они происходят на Земле по несколько обрушений подряд, то наблюдается затишье. Это обусловлено тем, что планетарная пульсация очень нестабильна по амплитуде, и то затухает, то усиливается. И еще замечено, что непосредственно обрушению крыши и/или перекрытия предшествуют разрушения фундамента. Лопаются трубы, проложенные под сооружением, раскрываются трещины в полу. Обрушение пролетов мостов - особо частый случай разрушения ИС. Дело в том, что русло любого ручья, любой реки всегда приурочено к цепочке зон тектонических нарушений. Поэтому сваи пролетов мостов, попадающие в ЗТН, нагрузку не держат, а плюс к этому, еще и как бы раскачиваются. Часто бывает поэтому, что при забивке свай они сами проваливаются, без ударов. Если мост построен, то некоторые опоры не держат мост, а сами держатся за счет построенного моста. Понятно, что рано или поздно в таких случаях обрушение пролетов неизбежно. Планетарная пульсация разрушает как ИС, так и сами горные породы, и поэтому несущая способность грунта в ЗТН меньше, чем вне этих зон. Отсюда формирование разного рода «пизанских башен», уход в грунт крылечек, веранд и т.д. Под влиянием планетарной пульсации в стенах домов формируются вертикальные и субвертикальные трещины. Это очень интересный момент. Дело в том, что такие трещины в стенах встречаются совсем нередко, но механизм их образования был непонятен. Сейчас же стало понятно, что образуются вертикальные трещины в стенах там, где пролегает граница между подвижным и неподвижным грунтом. В ЗТН происходит выход из земли глубинных газов. Обычно говорят о радоне, но это потому, что его проще всего регистрировать. На самом деле, из земли в ЗТН выходит очень много различных газов. Все они оказывают на всё живое сильное, и часто губительное влияние. За счет этого влияния ЗТН являются геопатогенными зонами. Изложенные выше механизмы разрушения ИС в течение 20 лет многократно докладывались на конференциях разного уровня, описывались в статьях (на сайте www.newgeophys.spb.ru, а также в строительных журналах), предъявлялись при демонстрационных измерениях. Однако, несмотря на это, во внимание они не принимаются, и изыскатели-проектировщики-строители (и-п-с) делают вид, что им это всё неизвестно, и в свое удовольствие создают сооружения, ни в малейшей степени не заботясь по поводу их надежности. Сложилось своего рода разделение капитала, когда прибыль от строительства ненадежных сооружений получают и-п-с, а расплачиваются пользователи, которые не только оплачивают строительство негодных объектов, но и теряют жилье в случае его разрушения, без всяких компенсаций. Для потенциальных пользователей ИС привожу памятку, чтобы они сами могли заранее оценивать надежность ИС, и противостоять хотя бы некоторым обманам строителей.
В этих 10 пунктах сконцентрирован опыт 20-летних исследовательских работ, и следование им безусловно повысит безопасность при эксплуатации ИС.
|