Переход на стартовую страницу книги Гликмана А.Г. "Спектральная сейсморазведка - истоки и следствия"
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En
 скачать книгу в pdf 

6.4.1. О безопасности подводных лодок

     Начиная с самых первых шагов при создании подводных кораблей, важнейшей задачей было создание средств, позволяющих избежать абсолютно слепой подводной лодке (п/л) столкновения с различными объектами - будь то подводная скала, другой подводный корабль или надводный корабль, представляющий опасность при всплытии. Средства эти, в основном, гидроакустические. Вот и стала гидроакустика глазами и ушами п/л.
     О современных гидроакустических средствах говорить не могу, но уже 30 лет назад их возможности были колоссальными. Средних возможностей гидроакустическая станция, стоящая на корабле, обеспечивала контакт с другим плавсредством на дистанциях, порою превышающих 40 км. В активном режиме, то есть в режиме гидролокации даже на приличных дистанциях без труда выявлялись не то что корпуса любых плавсредств, но и такие незначительные по размерам объекты как отдельно плавающее бревно. Казалось бы, уже тогда возможности гидроакустики были такими, что полностью исключалась возможность столкновения п/л с любым подводным объектом. И вместе с тем...
     Занимаясь с 1962-го по 1968-й годы ремонтом и настройкой гидроакустических средств на Северном флоте, я время от времени выходил в море для обеспечения разного рода испытаний. При этом я заметил, что самая нервная обстановка на подводном корабле возникала в момент всплытия. Казалось бы, что тут опасного, если гидроакустика на всплытии работает в локационном режиме, а следовательно, столкновение с надводным объектом должно быть исключено. Однако во время одного из всплытий, еще в 1963 году, я сам столкнулся с явлением, которого как раз и опасаются опытные командиры.
     Осмотрев тщательнейшим образом горизонт, гидроакустики сообщили в центральный пост о том, что горизонт чист. Однако при всплытии мы просто чудом не столкнулись со сторожевым кораблем. Созданные для плавания в высоких широтах, надводные корабли имеют такой мощный киль, что позволяет преодолевать 3-метровый лед. Понятно, что при столкновении с таким объектом мы могли получить весьма серьезные повреждения. Как ни странно, реакция командира на ошибку гидроакустиков была не очень бурной. Как я потом выяснил, является общеизвестным, что периодически пропадает акустический контакт между надводными и подводными объектами, и примерно раз в год (на то время) предположительно по этой причине происходит гибель одной подводной лодки.
     Так, в 1962 году в док города Николаева (на Черном море) на ремонт встал танкер, у которого оказался пробит один отсек (танк). Согласно записям в ходовом журнале, пробоина была получена за год до этого от столкновения с неизвестным объектом при нахождении танкера в Атлантическом океане. В квадрате, где был получен удар, несла патрулирование пропавшая там подводная лодка. Анализ показал, что в этот момент п/л шла на всплытие для осуществления сеанса связи.
     В наше время, когда все плавсредства оснащены современной спутниковой радионавигацией, место, где получен удар от всплывающей подводной лодки, может быть определено с точностью до метра. Это очень важно, так как если столкновение произошло на мелководье, то эта информация позволила бы немедленно обнаружить затонувший подводный корабль, чтобы незамедлительно начать спасательные работы.
     Как мне представляется, именно так произошла авария п/л "Курск", так как на поиски ее не было потрачено ни минуты. Думаю, что никому объяснять не надо, что для того, чтобы найти лежащую на грунте на 100-метровой глубине лодку, корпус которой обклеен специальной, не отражающей звук резиной, пришлось бы затратить немало времени. "Курск" же не искали вовсе, из чего я и заключаю, что информация о местонахождении его была получена от надводного корабля, на который и натолкнулась лодка при всплытии.
     А через полгода после этого американская п/л при всплытии ударила японский сейнер...
     Начиная с 1963-го года, занимаясь, по воле судьбы, совсем не гидроакустическими проблемами, я, тем не менее, искал ответ на вопрос: какая причина могла бы привести к тому, чтобы вода на время потеряла свою звукопрозрачность. Сейчас стало ясно, что если по каким-то гидрологическим причинам (предположительно, после шторма) вблизи с поверхностью возникает распределение скорости звука, подобное показанному на рис.6-3а, то формируется водяной слой-резонатор, сквозь который звук не проходит. Поэтому и возникает ситуация, когда теряется акустический контакт между подводным и надводным объектами.
     Известно ведь, что для того, чтобы борьба с каким-то явлением была плодотворной, нужно знать его физику. Однако для этого необходимо еще одно - потребность в этой борьбе. Более или менее понятной для меня физика водяных слоев-резонаторов стала лет 20 назад, но все мои попытки передать эти знания ученым, по долгу службы обязанным радеть о безопасности п/л, пресекаются на корню. Причина в том, что наука о звукопроводности водной толщи не предусматривает наличие водяных слоев-резонаторов. А стало быть, и разговор на эту тему исключается.


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"

Реклама на сайте: