Основы спектральной сейсморазведки и многое другое...
О нас Услуги Оборудование Книги по теме Примеры Связь Карта Форум Видео En

 скачать книгу в pdf 

3.3.1. О безопасности подводных лодок

Начиная с самых первых шагов при создании подводных кораблей, важнейшей задачей было создание средств, позволяющих избежать абсолютно слепой подводной лодке столкновения с различными объектами - будь то подводная скала, другой подводный корабль или надводный корабль, представляющий опасность при всплытии. Средства эти, в основном, гидроакустические. Вот и стала гидроакустика глазами и ушами подводной лодке.

О современных гидроакустических средствах говорить не могу, но уже 40 лет назад их возможности были колоссальными. Средних возможностей гидроакустическая станция, стоящая на корабле, обеспечивала контакт с другим плавсредством на дистанциях, порою превышающих 40км. В активном режиме, то есть в режиме гидролокации даже на приличных дистанциях без труда выявлялись не то что корпуса любых плавсредств, но и такие незначительные по размерам объекты как отдельно плавающее бревно. Казалось бы, уже тогда возможности гидроакустики были такими, что полностью исключалась возможность столкновения подводной лодке с любым объектом. И вместе с тем...

Занимаясь с 1962-го по 1968-й годы ремонтом и настройкой гидроакустических средств на Северном флоте, я время от времени выходил в море для обеспечения разного рода ходовых испытаний. При этом я заметил, что самая нервная обстановка на подводном корабле возникала в момент всплытия. Казалось бы, что тут опасного, если гидроакустика на всплытии работает в локационном режиме, а следовательно, столкновение с надводным объектом должно быть исключено. Однако во время одного из всплытий, еще в 1963 году, я сам столкнулся с явлением, которого как раз и опасаются опытные моряки.

Осмотрев тщательнейшим образом горизонт, гидроакустики сообщили в центральный пост о том, что горизонт чист. Однако при всплытии мы просто чудом не столкнулись со сторожевым кораблем. Созданные для плавания в высоких широтах, надводные корабли имеют такой мощный форштевень, который позволяет дробить 3-метровый лед. Понятно, что при столкновении с таким объектом мы могли получить весьма серьезные повреждения. Как ни странно, реакция командира на ошибку гидроакустиков была не очень бурной. Как я потом выяснил, является общеизвестным, что время от времени при всплытии пропадает акустический контакт между надводными и подводными объектами, и примерно раз в год (на то время) предположительно по этой причине в Мире происходит гибель одной подводной лодки.

Так, в 1962 году в док города Николаева (на Черном море) на ремонт встал танкер, у которого оказался пробитым один отсек (танк). Согласно записям в ходовом журнале, пробоина была получена за год до этого от столкновения с неизвестным объектом при нахождении танкера в Атлантическом океане. В квадрате, где был получен удар, несла патрулирование пропавшая там тогда подводная лодка. Анализ показал, что в этот момент подводной лодке шла на всплытие для осуществления сеанса связи.

В наше время, когда все плавсредства оснащены современной спутниковой радионавигацией, место, где получен удар от всплывающей подводной лодки, может быть определено с высокой точностью. Это очень важно, так как если столкновение произошло на мелководье, то эта информация позволила бы немедленно обнаружить затонувший подводный корабль, чтобы незамедлительно начать спасательные работы.

Как мне представляется, именно так произошла авария подводной лодки «Курск», так как на поиски ее не было потрачено ни минуты. Думаю, что никому объяснять не надо, что для того, чтобы найти лежащую на грунте на 100-метровой глубине лодку, корпус которой обклеен специальной, не отражающей звук резиной, пришлось бы затратить немало времени. «Курск» же не искали вовсе, из чего я и заключаю, что информация о местонахождении его была получена от надводного корабля, на который и натолкнулась лодка при всплытии.

А через полгода после этого американская подводной лодке при всплытии ударила японский сейнер...

С тех пор, чем бы я ни занимался, я искал ответ на вопрос: какая причина могла бы привести к тому, чтобы вода на время теряла свою звукопрозрачность. Сейчас стало ясно, что если по каким-то гидрологическим причинам (предположительно, после шторма) на малых глубинах возникает распределение скорости звука, подобное показанному на рис.3-4а, то формируется водяной слой-резонатор, поперек которого звук не проходит. Поэтому и возникает ситуация, когда теряется акустический контакт между подводным и надводным объектами.

Известно ведь, что для того, чтобы борьба с каким-то явлением была плодотворной, нужно знать его физику. Однако для этого необходимо еще одно - потребность в этой борьбе. Более или менее понятной для меня физика водяных слоев-резонаторов стала лет 25 назад. Я тогда поставил лабораторную работу, где смоделировал описанный здесь случай. Однако все мои попытки передать эти знания военным ученым, по долгу службы обязанным радеть о безопасности подводной лодки, пресекаются на корню. Причина в том, что наука о звукопроводности водной толщи не предусматривает наличие водяных слоев-резонаторов. А стало быть, и разговор на эту тему исключается.


Обсудить статью 



При использовании материалов сайта ссылка на www.newgeophys.spb.ru обязательна Публикации о нас

Начало | О нас | Услуги | Оборудование | Книга 1 Книга 2 Книга 3 |  Примеры | Связь | Карта сайта | Форум | Ссылки | О проекте | En

Поддержка и продвижение сайта "Геофизпрогноз"

Реклама на сайте: